Особенности и проблемы правового регулирования по вопросам рекультивации

Действующее законодательство достаточно скудно и противоречиво регламентирует вопросы рекультивации земель. На сегодняшний день можно выделить всего два специальных нормативных правовых акта, регламентирующих указанную сферу общественных отношений. Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и о Приказе Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67»Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Датированные серединой 90-х годов прошлого столетия, в указанные нормативные правовые акты до сегодняшнего дня не вносились какие-либо изменения. В то же время в рассматриваемый период обновилось и претерпело существенные изменения не только законодательство об охране окружающей среды, об охране и использовании земель, но и иные отрасли российского законодательства, в большей или меньшей степени регламентирующие вопросы рекультивации нарушенных земель. Это и градостроительное законодательство, и законодательство об экологической экспертизе и др.

При этом, многочисленные споры и проблемы правоприменения возникают при рассмотрении рекультивации земель как особого вида деятельности в области обращения с отходами, которые в должной степени и мере не отрегулированы ни на законодательном, ни на подзаконном уровне, например: какие виды деятельности в области обращения с отходами производства и потребления могут и должны осуществляться в рамках работ по рекультивации земель; правомерно ли осуществление рекультивации земель с использованием отходов производства и потребления; приобретают ли рекультивируемые земельные участки в связи с проводимыми работами статус объекта размещения отходов и др.

К сожалению, не всегда посредством совокупного анализа многочисленных нормативных правовых актов можно получить однозначный ответ на возникающие вопросы. Чаще всего возникает вариативность потенциального поведения, истинность в выборе которого не подкрепляется и не обеспечивается правовой нормой.

Эти и другие вопросы порождают определенные проблемы правоприменительной практики, что, в свою очередь, приводит к ошибочному выбору последующей модели поведения, исоздают препятствия на пути к осуществлению не только предпринимательской деятельности, но и к осуществлению соответствующих природоохранных мероприятий. Указанное создает определенные сложности в воссоздании полной и истиной картины деятельности по рекультивации нарушенных земель.